Игры для развития детской речи
Игры для развития детской речи
Очень важную роль в развитии ребенка играет развитие речи. Некоторые родители пускают его на самотек, думая, что ребенок сам научится говорить, подражая им, а потом удивляются маленькому словарному запасу или проблемам с дикцией выговариванием отдельных звуков. Задача родителей – помочь ребенку научиться говорить связно и правильно. В этом им помогут игры для развития речи.
На самом деле детские развивающие игры сложно разделить на категории, ведь психические процессы ребенка тесно взаимосвязаны. Логика, внимание, мышление, речь зависят друг от друга, поэтому игры на развитие речи детей так или иначе помогают развивать, например, мышление. В процессе такой игры ребенок не только совершенствует свои речевые навыки, но и знакомится с окружающим миром, свойствами различных предметов, человеческими отношениями и т. д.
Но, несмотря на это, основная цель любой игры по развитию речи - развивать активную устную речь, знакомить с важными понятиями, учить правильно формулировать предложения, образовывать грамматические формы, употреблять в речи фразеологизмы.
Плюс игр на развитие речи в том, что не нужно тратить отдельно время дома - в них можно поиграть по дороге в детский сад или на детской площадке, когда ребенок решил отдохнуть от активных игр.
"Кто что?"
Помимо развития речи эта игра помогает познакомить ребенка со свойствами различных предметов.
Задайте ребенку вопрос: «На что похож мяч?» (или любой другой хорошо известный ему предмет). Пусть он подберет свойства, подходящие к предмету: «Мяч большой или маленький, красный или синий, пластиковый или резиновый…» Если ребенок не может сразу придумать хотя бы один вариант, назовите сами пары прилагательных. Не давите на ребенка, заставляя его придумывать сразу много свойств.
Можно подойти с другой стороны - назвать не свойства к объекту, а объект к свойствам. Например, спросите у ребенка: «Что может быть мягким?». И подобрать подходящие предметы: «Мягкая вата, подушка…» Обратите внимание, игра должна быть ненавязчивой, не создавайте у ребенка видимости устного экзамена.
"Кто что делает?"
Эта игра является вариантом предыдущей, только здесь к предметам и существам нужно подбирать не свойства, а действия. Вы называете предмет или существо, а ребенок – подходящее ему действие, а лучше – несколько. Например, «Собака - лает, рычит, хвостом виляет...» Можно назвать два предмета или живого существа, а ребенок пусть назовет объединяющее их действие. Например, «летают самолеты и птицы».
Можно перейти от обратного и выбрать предметы к действию: либо много предметов для одного и того же действия ("Летит птица, самолет, муха, воздушный змей..."), либо один предмет/существо для действия, свойственного только к этому. В этом случае хорошо подходят животные ("Кто в берлоге - Медведь") или профессия ("Кто лечит болезни - Доктор").
"Заверши предложение"
Эта игра помогает ребенку научиться правильно строить предложения и устанавливать причинно-следственные связи. Начните говорить предложение, но прервите его в самом интересном месте и попросите ребенка закончить. Предложения могут быть:
На улице стало темно, потому что...
На деревьях появились почки, потому что...
Я надела теплую куртку, потому что...
"Больше - меньше"
Эта игра поможет ребенку научиться употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы (-ик, -ишк, -ошк, -ушка и др.). Скажите ребенку: «Давай я тебе назову предмет, а ты с помощью слова "сделаешь" его маленьким, например: дом — домик, заяц — зайчик или зайчонок и так далее».
Для начала ребенку лучше давать одинаковые слова, в которых используется один и тот же суффикс, чтобы он не запутался. Затем можно перейти к словам с другим суффиксом, а когда ребенок выучит несколько суффиксов, попросить уже «раскидать».
Если вы играете с названиями животных, вам нужно следить за тем, чтобы вместо уменьшительно-ласкательной формы ребенок не называл молодых животных. То есть на собака - щенок, а собака - собачка, не овца - ягненок, а овца - овечка и т.д.
Если ребенку сложно прибавлять суффиксы к словам, то можно играть «в обратную сторону» — вы называете слово с суффиксом, а ребенок «увеличивает» его, называя слово, от которого оно образовано: домик — дом, столик - стол и т.д