Детский стресс. В каком возрасте может появиться и что делать родителям?
Детский стресс. В каком возрасте может появиться и что делать родителям?
Считается, что стресс появляется у нас, взрослых, занятых своими «взрослыми» проблемами. Однако стресс может появиться даже у детей. Чрезмерная нагрузка, посттравматическое состояние, неблагоприятная ситуация в семье – все это приводит к детскому стрессу.
Определить наличие стресса у ребенка можно по резким изменениям в его поведении, ребенок становится «неузнаваемым» и «неуправляемым». Признаком стресса может быть частая и резкая смена настроения ребенка, некоторые психосоматические расстройства (общая слабость, быстрая утомляемость, тошнота, рвота и др.).
Стресс у ребенка в разном возрасте может быть вызван разными причинами и проявляться по-разному. Так, у младенцев и детей до двух лет стресс может быть вызван болезнью, разлукой с близкими людьми, даже кратковременной. Также дети очень остро реагируют на переживания родителей и могут «заразиться» от их стресса.
Могут действовать симптомы стресса: повышенная раздражительность, резкие изменения аппетита вплоть до отказа от еды, нарушение сна. Помочь ребенку справиться со стрессовой ситуацией могут различные игры, особенно прятки. В прятках научите ребенка верить, что, несмотря на временное отсутствие, мама или папа всегда возвращаются.
В возрасте от 2 до 5 лет необходимость разлуки с родственниками, например, при посещении детского сада, изменение привычного образа жизни, посещение врача или парикмахерской – эти факторы также могут вызывать стресс.
Стресс проявляется у детей этого возраста чрезмерными страхами, агрессивностью, неконтролируемыми вспышками гнева и раздражения, заиканием, повышенной «плаксивостью». Также у ребенка может возникнуть т.н. поведенческая регрессия – возврат к более ранним стадиям развития. Например, ребенок начинает просить соску или мочиться в постели, сосал палец.
Ребенку еще трудно выразить свои чувства и переживания словами, поэтому родителям, чтобы выяснить причину происходящего, важно прислушиваться к разговорам, которые ребенок ведет со своими игрушками. В игре ребенок проигрывает важную для себя ситуацию, а в разговорах с игрушками он более откровенен, чем с родителями.
Хорошо помогает быстро снять стресс механический рисунок яркими красками, возможность вдоволь покричать. Необходимо ограничить время просмотра ребенком телевизора – важно, чтобы ребенок хотя бы пару часов в день проводил за спокойными играми, за книгой.
С началом посещения школы у ребенка начинаются новые нагрузки, к ребенку предъявляются новые требования. В этот период дети очень уязвимы к стрессам. Завышенные (иногда даже слишком) ожидания родителей и огромное желание ребенка оправдать эти ожидания, конфликты с одноклассниками или учителями – все это может привести к стрессу.
Распознать стресс в этом возрасте можно в необъяснимых постоянных болезнях, нежелании ребенка посещать школу или общаться с другими детьми. Нервные тики, низкая самооценка, нарушение аппетита и сна, отставание по учебе – это тоже могут быть признаки стресса.
Как узнать причину стресса? Можно пойти с ребенком в кино или на прогулку – вдали от домашней (возможно, напряженной) обстановки ребенок может разговаривать. С помощью ролевых игр или рисования можно «проиграть» стрессовую ситуацию. В игре или на картинке ребенок может представить, как бы он повел себя в том или ином случае.
Ребенок подросткового и старшего школьного возраста – это почти зрелая взрослая личность. Неудивительно, что его переживания приближаются к переживаниям взрослого человека: забота о своем будущем, взаимоотношения с окружающими...
Признаки стресса у подростков также практически не отличаются от «взрослых». Подросток может чувствовать себя безмерно одиноким, неуверенным в себе, у него пропадает желание общаться с людьми. Он становится чрезмерно раздражительным, вспыльчивым, настроение резко меняется вплоть до глубокой депрессии, появляется необъяснимая тревога, навязчивые действия.
Как помочь подростку справиться со стрессом? Важно «разговорить» ребенка. Если он не хочет рассказывать о своих проблемах, можно «зайти издалека», т. е. завести разговор на какие-то посторонние темы, аккуратно переводя разговор в нужное русло. Вы можете «проиграть» вместе с ребенком то, что произошло, но в вашей «игре» будет счастливый конец.
Не говорите ребенку в период стресса о его несостоятельности. Такие фразы, как «соберись, ты должен быть сильным» вызывают у ребенка чувство вины. Родители должны дать ребенку возможность понять, что они любят его несмотря ни на что. Помощь лучше предлагать ненавязчиво, подчеркивая, что родители всегда рядом, когда это необходимо, но оставляют за ребенком право решать самому.