Методика развития Глена Домана
Методика развития Глена Домана
Методика разработана американским врачом-нейрофизиологом Гленом Доманом, автором программ интеллектуального и физического развития детей с рождения. Окончив в 1940 году университет в США, молодой врач-физиолог идет в армию добровольцем.
Вернувшись, Доман посвящает себя тому, чтобы хотя бы как-то исправить ужасы войны. Он погружается в проблему помощи детям с повреждениями головного мозга и нервной системы, их реабилитации и возвращении к обычной жизни. На протяжении 20 лет нейрофизиолог Глен Доман постоянно находился в работе, проводит многочисленные исследования, опыты, эксперименты. Его основная задача - найти пути и возможности для излечения детей с полной или частичной парализацией, сильным отставанием в развитии. По его мнению, важно лечить первопричину – головной мозг, а не тело...
Современные ученые и детские специалисты доказали, что все наработки Глена Домана можно успешно применять для комплексного развития здоровых детей с рождения. Узнайте как...
Методика разработана американским врачом-нейрофизиологом Гленом Доманом, автором программ интеллектуального и физического развития детей с рождения.
Кто такой Глен Доман?
Окончив в 1940 году университет в США, молодой врач-физиолог Глен Доман начинает свою карьеру и продолжает исследование в области развития детского мозга, начатое им еще во время обучения. Однако его мир меняется, когда в 1941 он принимает решение идти в армию добровольцем и защищать людей и детей именно так.
Вернувшись после войны, Доман возвращается к медицине. Пытаясь как-то исправить ужасы войны, он погружается в проблему помощи детям с повреждениями головного мозга и нервной системы, их реабилитации и возвращении к обычной жизни. На протяжении 20 лет нейрофизиолог Глен Доман постоянно находился в работе, проводит многочисленные исследования, опыты, эксперименты. Его основная задача - найти пути и возможности для излечения детей с полной или частичной парализацией, сильным отставанием в развитии. По его мнению, важно лечить первопричину – головной мозг, а не тело.
Основные принципы и когда начинать
В результате своих наблюдений Доман пришел к выводу, что дети за всю свою жизнь не узнают столько, сколько информации могут усвоить в первые 6 лет жизни. Практически с рождения ребенок готов к познанию мира, его интересует все, что находится в его окружении. В таком возрасте вам не придется дополнительно мотивировать ребенка. Занятия необходимо проводить в форме занимательной игры. По его мнению, приступать к обучению детей можно с 3 месяцев, ведь именно в этом возрасте кроха проявляет реакцию на предметы.
Интеллектуальное развитие
Ориентируясь на то, что малыши, прежде всего, начинают воспринимать информацию с помощью зрительных и слуховых анализаторов, Доман положил в основу своей разработки данный принцип.
Нейрохирург предлагает демонстрировать детям написанные на отдельных карточках слова. Слова должны быть конкретными и имеющие для дошкольника особый смысл: МАМА, ПАПА, КАША, КОТ. Затем упражнения немного усложняются тем, что демонстрируемые слова подразделяются на различные категории и уже направлены не на эмоциональный отклик ребёнка, а на развитие его логического мышления. Стоит заметить, что слова должны быть написаны крупными красными буквами. На одной карточке – одно слово.
В дальнейшем, по мере взросления и развития ребёнка, ему показывают карточки с изображениями различных животных, фруктов и т. д. Карточки сопровождаются соответствующими надписями – названиями демонстрируемых изображений. Так у малыша формируется взаимосвязь между зрительным образом и словом. Это, по мнению Домана, обеспечивает плавный переход к чтению. Ребёнок учится воспринимать не отдельные буквы, а целые слова. К этому моменту он уже осваивает некоторые звуки, слоги и их сочетание.
Поговорим о физических упражнениях
Именно физическому развитию Глен Доман уделяет большое внимание. Он уверен, что оно напрямую взаимосвязано с развитием головного мозга ребенка. Именно поэтому нужно уделять внимание хорошему физическому развитию с рождения.
Потребности ребенка в плавании, хождении, ползании, хватании даны ему от природы. Необходимо с момента появления крохи на свет одобрять их развитие, предоставлять ребенку полную свободу движений.
В этом может помочь специальный трек для ползания. Необходимо, чтобы кроха располагался между его бортиками, практически касаясь их предплечьями и бедрами. Трек располагают под небольшим уклоном. Лучше всего, чтобы его поверхности были гладкими, не требуется никаких одеял или матрасов. Одевать кроху, ползающего там, нужно по минимуму.
В течение дня малышу рекомендуется проводить в нем не менее 3-4 часов. По такому треку ребенок сможет проползать довольно большое расстояние, а к 4 месяцам, при условии правильной организации, уже начнет активно ползать.
Учите малыша преодолевать препятствия с помощью разнообразных валиков и лесенок. Переворачивайте и крутите ребенка как можно чаще, этим вы поспособствуете развитию чувства равновесия. Помогайте и поощряйте его в попытках ходить, бегать, плавать.
Для новорожденных Глен Доман создал свою программу равновесия – динамическую гимнастику, которой с успехом вы можете воспользоваться в домашних условиях.
Так же, предлагайте малышу перекладину для захвата. Пусть ребенок учиться сам висеть, а вы постепенно минимизируйте поддержку.
Не менее важные – это интеллектуальные упражнения
1. Как научить вашего ребенка читать? Для этого малышу демонстрируют карточки со словами. С начала занятий рекомендуется показывать по 15 карточек с существительными три раза. С количеством дней увеличивается количество сеансов. На следующих этапах увеличивается и количество слов.
2. Как развить интеллект? Я вам расскажу как. Ребенку быстро демонстрируются карточки с изображениями. При этом родителям необходимо проговаривать факт об объекте. Первые дни желательно включать 3 сеанса по 10 карточек. Затем количество карточек увеличивается.
3. Как научить ребенка считать? Легко! Для обучения счета до 20 ребенку быстро показывают карточки с красными точками по количеству изучаемых цифр.
Советы и рекомендации
Первое. Первое занятие – самое главное. Именно на этом этапе важно вызвать доверие ребёнка, заинтересовать его. Поэтому выберите наиболее подходящий момент для занятия и начинайте! Карточки первой серии нужно демонстрировать, сопровождая комментариями.
Второе. Обучение должен вызывать у ребёнка интерес, мотивировать его. Это легко понять, наблюдая за поведением дошкольника. Если он активно включается в предлагаемую игру, если всё происходящее вызывает у него азарт и желание получать новую информацию – вы на верном пути.
Третье. По мере обучения и развития малыша занятия можно немного видоизменять. Например, после показа карточки со словом или изображением предложите ребёнку найти предмет..
Четвертое. Некоторые родители прикрепляют карточки со словами и изображениями возле кроватки малыша. Это имеет смысл, однако не нужно забывать, что для ребёнка куда интереснее познавать новое вместе с близкими людьми. Поэтому не ленитесь участвовать в занятиях. Малышу также важна ваша реакция на сам процесс. Если вы улыбаетесь, хвалите его, он быстро сообразит, как вас можно порадовать и удивить.
Пятое. После того, как ребёнку исполнится 9-12 месяцев, занятия можно проводить следующим образом: мама называет слово или демонстрирует картинку с написанным словом, а малыш должен среди нескольких карточек отыскать правильное изображение. Можно также показать ребёнку картинку с написанным словом (к примеру, «глаза») и попросить его показать эту часть тела.
Шестое. Показывая карточки, желательно заранее сгруппировать их по категориям. Демонстрировать можно в разной последовательности. Для вашего удобства целесообразно подписать карточки с обратной стороны, чтобы не заглядывать постоянно на картинки. Это может помешать ребёнку воспринимать информацию и отвлечь его от процесса.
Седьмое. Не нужно демонстрировать одни и те же карточки более 3 раз в день. Не бойтесь вводить новый материал, если не наблюдаете ожидаемую реакцию малыша. Возможно, новая серия картинок понравится ему больше!
И так. Статья подошла к концу. Важно помнить одно: "В развитии малыша необходимо участвовать не только ребенку, но и родителю. Хотите вырастить «умницу» - потребуется много сил и времени". Удачи, дорогие мамы!.