Психологическая готовность ребенка к школе
Психологическая готовность ребенка к школе
Решая, отдавать ли ребенка этой осенью в школу, стоит учитывать не только его физическое и интеллектуальное развитие, но и психологическую готовность к обучению. Психологическая готовность ребенка к школе - важный фактор, влияющий на успех (или неуспех) школьного обучения.
Бывает, что ребенок к моменту поступления в школу уже обладает всеми знаниями и умениями, необходимыми для первоклассника, познавательные процессы и речь развиты на должном уровне, физическое развитие также находится в пределах нормы, но морально ребенок не готов к школе. Что включает в себя психологическая готовность ребенка к школе и как она оценивается?
Одним из важнейших аспектов психологической готовности к школьному обучению является отношение к школе и к учебному процессу в целом. Ребенок должен понимать, что его ждет в школе. Многое зависит от родителей, ведь им приходится объяснять ребенку, что такое школа. Обычно «детектором» готовности к обучению является ответ на вопрос «Хочешь ли ты пойти в школу? Почему да/нет?».
Школа должна привлекать ребенка к своей основной деятельности – обучению. Поэтому, если ребенок говорит, что хочет пойти в школу, чтобы научиться новому, или научиться и стать умным, как папа, значит, он готов к школе. Но если он хочет пойти в школу, потому что там собирается учиться его друг Петя (или потому что мама обещала купить новый ранец), о готовности к школе пока говорить нельзя.
И ребенок может ответить на вопрос отрицательно: я не хочу идти в школу, потому что там двойку ставят, потому что там нельзя играть и т.д. Это означает, что родители сформировали у ребенка неправильное отношение к школе. Нельзя запугивать ребенка школьными «воспитательными целями»: никакой пользы это не принесет, только вред. Иногда бывает так, что негативное отношение к школе формируется не у родителей, а у детей старшего возраста, тогда родителям придется приложить усилия, чтобы изменить это отношение.
Есть еще один аспект психологической готовности к школе, связан с изменением статуса ребенка. Из статуса дошкольника он становится учеником, что означает новое положение в обществе, новые правила и обязанности, другой уровень ответственности. В школе ребенок будет взаимодействовать с учителем и одноклассниками, и эти отношения будут отличаться от отношений с воспитателями и сверстниками в детском саду.
Ребенок должен знать, что правила поведения в школе отличаются от правил поведения в детском саду: во время урока придется сидеть за партой, нельзя болтать с соседом, придется говорить только по поднятой руке и т. д. Также очень важно объяснить ребенку суть школьных оценок, чтобы он понял две вещи. Во-первых, оценки отражают не личное отношение педагога к ребенку, а степень его успешности. А во-вторых, оценивается результат труда, а не приложенные усилия.
Также очень важно умение ребенка общаться и взаимодействовать со сверстниками. Ребенок должен понимать, в каких ситуациях приходится уступать, а в каких стоит настоять на своем. Он также должен быть готов к тому, что не все будут относиться к нему с такой заботой и любовью, как родители, и понимать, что он не будет лучшим всегда и во всем.
Еще имеет значение самооценка ребенка, она должна быть адекватной. При завышенной самооценке ребенок может неправильно реагировать на замечания учителя и низкие оценки: как же так, он молодец, это просто злой учитель (или в целом школа плохая).
Психологическая готовность ребенка к школе определяется учителем или психологом при общей диагностике готовности к школьному обучению. Обычно есть несколько вопросов и/или простых тестов, чтобы определить, насколько ребенок готов к школе психологически по каждому из вышеперечисленных пунктов.
Если по какому-то пункту ребенок «не справился», это не значит, что ему придется еще год сидеть дома. Скорее всего, педагог даст родителям комплекс рекомендаций, следуя которым, они смогут изменить отношение ребенка к школе, уровень его самооценки и т.д. Поэтому необходимо проводить диагностику заранее, в конце весны или начале лета, чтобы к сентябрю не было проблем с адаптацией ребенка к школе.