Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Почему это так важно?
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Почему это так важно?
Мелкая моторика рук – это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями. Навыки мелкой моторики нужны не только в быту, они имеют большое влияние на процесс обучения ребенка. Именно поэтому при диагностике готовности к школе большое внимание уделяется тому, насколько развита мелкая моторика дошкольников.
В повседневной жизни нам приходится совершать ежеминутные действия мелкой моторики: застегивать пуговицы, завязывать шнурки, держать столовые приборы. Однако, как мы уже говорили, мелкая моторика рук важна не только в быту. При обучении письму и рисованию важны навыки мелкой моторики. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как области коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг к другу.
Именно в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание развитию мелкой моторики. К моменту поступления ребенка в школу его моторика должна быть развита на достаточном уровне, иначе учеба в школе будет для него трудной.
Ускорить процесс развития мелкой моторики можно различными способами, наиболее распространенными из которых являются:
пальчиковые игры;
- игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и др.);
- массаж и самомассаж пальцев и рук;
- занятия лепкой, рисованием, различными видами рукоделия;
- развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и др.);
- кукольный театр с перчаточными куклами;
- упражнения на обводку контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеточкам и трафаретам.
Развитие навыков мелкой моторики можно сочетать с трудовым воспитанием дошкольника. Дело в том, что эти навыки необходимы для выполнения многих домашних дел, так почему бы не убить двух зайцев одним выстрелом? Можно доверить ребенку смотать вашу нитку для вязания в клубок или перебрать крупу для каши – это полезно для его мелкой моторики. Кроме того, ребенок будет гордиться тем, что помогает вам по дому.
Обратите внимание, что занятия, способствующие развитию мелкой моторики, должны быть ребенку в радость. Скажем, если он не любит вышивать, но любит плести фенечки, не заставляйте его делать то, что ему не нравится. Не нужно настаивать на том, чтобы собирать пазл, если ребенок хочет поиграть с конструктором и т. д.
Чтобы мелкая моторика дошкольников развивалась правильно, занятия должны быть регулярными. Не думайте, что это отнимет у вас слишком много времени: многие занятия совершенно не требуют присутствия родителей. Ваша задача только обеспечить ребенка необходимыми материалами, тогда он и сам прекрасно разберется.
Конечно, это не значит, что ребенок должен быть все время предоставлен самому себе. Необходимо выделить время для совместных занятий. Помните: вашему ребенку важна ваша поддержка. Если у него не получается, не ругайте его за это, лучше помогите. Занятия должны проходить в доброжелательной обстановке и приносить ребенку радость, только тогда они принесут плоды.
Если регулярные занятия не помогают, необходимо обратиться к специалисту: иногда незначительные двигательные нарушения могут быть признаком задержки развития или даже симптомом заболевания.