Учим наших детей, почему и как извиняться
Учим наших детей, почему и как извиняться
«Ой, как больно! Мама, Миша меня ударил!» Когда наши дети не соблюдают правила или причиняют кому-то физический или эмоциональный вред, мы хотим, чтобы они извинились. И не только произнесли слова, потому что они часто неискренни и могут быть сказаны, чтобы отвлечь родителей или быстро выйти из ситуации. Мы хотим, чтобы они извинились, чтобы признать свой проступок или то влияние, которое их поведение оказало на кого-то другого. И научить их больше так не делать.
«Ой, как больно! Мама, Миша меня ударил!» Когда наши дети не соблюдают правила или причиняют кому-то физический или эмоциональный вред, мы хотим, чтобы они извинились. И не только произнесли слова, потому что они часто неискренни и могут быть сказаны, чтобы отвлечь родителей или быстро выйти из ситуации. Мы хотим, чтобы они извинились, чтобы признать свой проступок или то влияние, которое их поведение оказало на кого-то другого. И научить их больше так не делать.
Приносить искренние извинения — это навык, с которым детям может быть трудно по разным причинам. Они еще не могут видеть вещи с точки зрения другого человека (эмпатия). И это может создать динамику власти, когда они чувствуют, что извинения означают уступку, слабость. Кроме того, чувство вины за свое поведение может привести к стыду, который может помешать им признать какие-либо проступки.
Важно научиться извиняться
Когда извинения искренние, они демонстрируют сочувствие и личную ответственность. Это необходимые навыки для поддержания крепких отношений. Когда ребенок узнает, как распознавать свое влияние на другого человека и какие чувства это может вызвать у другого человека (эмпатия), он действительно узнает, как изменить свое поведение, чтобы не причинять вреда своим друзьям, семье и окружающим людям. Это помогает им лучше ориентироваться в отношениях и улучшает качество этих отношений, поскольку они учатся понимать и учитывать потребности других.
Во-первых, ребенок должен получать искренние извинения, исходящие от вас. Как родители, мы не идеальны, поэтому у вас будет много возможностей искренне извиниться перед своим ребенком. Когда ребенок почувствует силу искреннего извинения, он лучше поймет, как правильно извиниться.
Принося извинения, вы также можете чувствовать себя уязвимым. Мы не любим ошибаться. Это заставляет нас чувствовать себя неловко или может вызвать чувство стыда, которое довольно трудно принять и смириться с этим. Таким образом, мы показываем нашим детям большую силу и что нет ничего плохого в том, чтобы извиняться, когда показываем такую модель поведения.
Несколько шагов к искреннему извинению
1. Скажи, что ты сделал не так.
Это не должно быть признанием того, что ты сделал это намеренно или со злым умыслом. Но мы все равно должны извиниться, даже если это был несчастный случай. Примером может быть: «Прости, что разбил твою чашку». Мы не сосредотачиваемся на том, что ребенок плохой, мы держим фокус только на их поступке.
2. Никаких но!
Извинение, включающее «но», является оправданием. «Прости, что разбил твою чашку, но она не должна была стоять на полу» — это не искреннее извинение. Это переосмысление вины и непринятие по-настоящему своей роли. Если это был несчастный случай, вы все равно можете побудить ребенка рассказать об этом, но он все равно должен взять на себя ответственность за результат.
Более искренней попыткой извинения может быть: «Это был несчастный случай, и я этого не хотел. Прости, что разбил твою чашку. Я знаю, что ты очень ее любишь». Представьте, что вы получили оба извинения. Как вы думаете, какое из них помогает сохранить крепкие отношения? Второе, да? Искреннее извинение помогает уменьшить конфликт и демонстрирует сочувствие, потому что человек, приносящий извинения, действительно понимает последствия своего поведения (даже если это был несчастный случай).
3. Предложи решение.
Извиняясь, поощряйте ребенка придумывать решение, как исправить ситуацию «в следующий раз». Извинения не всегда требуют решения, но они могут помочь установить некоторые основные правила или идеи на будущее.
Например, вот неправильный способ предложить решение: «Это был несчастный случай. Я не хотел разбить твою чашку. Как насчет того, чтобы в следующий раз не оставлять его на полу, тогда я его случайно не пну?" Лучший способ предложить решение может быть примерно таким: «Это был несчастный случай. Я не хотел разбить твою чашку. В следующий раз я осмотрюсь перед игрой и посмотрю, не нужно ли мне что-нибудь убрать с дороги». Это извинение надлежащим образом возлагает ответственность за последствия на действия ребенка вместо того, чтобы перекладывать вину и искажать извинения.
Просьба о прощении является неотъемлемой частью извинения. Но знайте, что это может быть дано не сразу. Просьба о прощении требует некоторого моделирования для ребенка, чтобы научиться этому эффективно. Очень важно понять, как давать и принимать извинения с изяществом.
На этом этапе ребенок может спросить: «Можете ли вы простить меня?» Иногда другой человек может немедленно принять извинения. Но мы должны помочь нашим детям понять, что человеку может потребоваться некоторое время или пространство, прежде чем он примет извинения за более серьезные расстройства или проблемы. Как родитель, вы можете моделировать прощение, показывая им, что вы приняли их извинения, не продолжая осуждать и обсуждать с другими людьми их проступок. И прощение, и извинение должны быть искренними.
Обучение наших детей искусству извинений имеет решающее значение для их социального развития. К сожалению, в нашем обществе извинения продолжают рассматривать как признак слабости. Нам нужно помочь нашим детям научиться искренне извиняться, брать на себя личную ответственность и развивать эмпатию. Однако все социальные навыки требуют практики. Так что будьте терпеливы со своим ребенком, покажите ему, как это сделать, и будьте последовательны в своей поддержке.