Важность социально-эмоционального развития детей. Как могут помочь родители?
Важность социально-эмоционального развития детей. Как могут помочь родители?
Дети, кажется, вырастают в мгновение ока. Вроде бы только что это был крошечный младенец, который во всем полагался на своих родителей, а теперь внезапно он уже большой человечек, которому надо самостоятельно ориентироваться в окружающем его мире. Наблюдать за развитием наших детей удивительно и горько-сладко, наблюдать, как они растут и преображаются. Многие родители хотят внимательно следить за социально-эмоциональным развитием своего ребенка, чтобы убедиться, что он на правильном пути.
Некоторые ключевые этапы развития легко наблюдать, например, как ваш ребенок учится переворачиваться, а затем развивает этот навык, начинает ползать и, в конечном итоге, ходить. Другие области развития более скрыты, поскольку речь идет о трансформации их невидимого внутреннего мира — о том, как их мысли, эмоции и социальные навыки меняются с течением времени. Поэтому давайте более подробно рассмотрим социально-эмоциональное развитие детей.
Что такое социально-эмоциональное развитие?
Как уже упоминалось, существуют разные области развития ребенка, включая социально-эмоциональное развитие. Это постепенный процесс, который начинается с рождения и длится всю жизнь. Он охватывает две отдельные области: одна касается того, как наши дети развивают понимание своих эмоций (эмоциональное развитие), в том числе то, как они их выражают и управляют ими. Второе относится к тому, как они создают значимые отношения с людьми в своем мире (социальное развитие).
Социально-эмоциональные навыки обычно охватывают пять основных областей:
- Самосознание. Это предполагает распознавание своих эмоций, а также связи между мыслями, чувствами и поведением (действием/реакцией).
- Саморегуляция (или самоуправление): использование информацию об эмоциях для саморегуляции.
- Ответственное принятие решений: это означает способность принимать правильные решения, когда дело касается собственного поведения и взаимодействия с другими.
- Социальная осведомленность: включает в себя элемент сочувствия или способность понимать точку зрения других (их потребности, желания, эмоции и т. д.).
- Навыки взаимоотношений: это означает наличие правильных навыков для развития и поддержания здоровых отношений.
Почему социально-эмоциональное развитие детей имеет большое значение?
Теперь, когда мы знаем больше о социальном и эмоциональном развитии, важно понять, почему оно является ключевым элементом развития ребенка. Социально-эмоциональные навыки помогают детям лучше понимать себя и окружающих. Когда у них есть эти знания, они могут использовать их, чтобы управлять своими эмоциями, удовлетворять свои потребности, а также ставить и достигать цели. Это, в свою очередь, может помочь детям сохранять настойчивость, когда они сталкиваются с трудностями и обращаются за поддержкой. Их социальное и эмоциональное развитие в раннем возрасте оказывает прямое влияние на них в эмоциональном, социальном, академическом и профессиональном плане в дальнейшей жизни.
Прямые выгоды от наличия высокоразвитых социально-эмоциональных навыков включают:
- Хорошее образование
- Профессиональный успех (большая вероятность трудоустройства)
- Меньше шансов стать вовлеченным в преступление или употребление психоактивных веществ.
- Психологическая устойчивость и готовность справляться с трудностями
- Опыт лучших и более позитивных отношений с окружающими
- Управление стрессом
- Высокий уровень эмпатичности
- Принятие более обоснованных решений
- Лучшие навыки самоконтроля и саморегуляции.
Как семья может помочь в социально-эмоциональном развитии
Хотя мы по своей природе социальные существа и нуждаемся в отношениях, чтобы чувствовать себя в безопасности, социально-эмоциональным навыкам нам по-прежнему необходимо активно учиться. Социальные навыки развиваются посредством взаимодействия и повторения (с течением времени и на практике). Итак, семьи должны поддерживать социально-эмоциональное развитие своего ребенка. Стратегии, которые могут помочь, включают:
Использование правильного языка
Говорите об эмоциях, называйте их, когда видите, что ваш ребенок их выражает, называйте свои чувства и называйте их разными словами. Чем больше слов у вашего ребенка для обозначения чувств и эмоций, тем больше вероятность, что он сможет сопоставить свой опыт со словом, выражающим эмоции (т. е. «Я чувствую разочарование» или «Я чувствую ярость»). Чем ближе совпадение, тем легче обратиться за помощью или поддержкой и соответствующим образом справиться с этим чувством.
Принимайте все чувства вашего ребенка
Это означает, что вам удобно говорить и исследовать чувства вашего ребенка. Вы можете понять, что ваш ребенок не всегда добрый, приветливый и веселый, он может испытывать и отрицательные эмоции и это абсолютно нормально. Наблюдая ваше принятие ваш ребенок, скорее всего, будет ощущать себя более комфортно, делясь с вами своими чувствами, и не будет бояться или избегать своих эмоций (что может вызвать проблемы в будущем).
Моделирование навыков
Покажите им свои навыки социально-эмоционального развития, поделившись своими эмоциями. Хотя мы не хотим, чтобы наши дети чувствовали ответственность за наши чувства, мы должны назвать свои эмоции и рассказать, как мы будем ими управлять. Также очень важно показать, как мы понимаем существующую проблему и как мы ее решаем, удовлетворяем наши потребности, регулируем или управляем чувствами и т. д. Наши дети — маленькие губки; мы должны показывать им пример во всем.
Научите их управлять чувствами
Например, если они злятся, можете ли вы научить их перенаправлять свою энергию и сжимать пластилин вместо того, чтобы ломать игрушки, кусаться или драться? Или, если им грустно, могут ли они попросить пообниматься или прочитать книгу, которая заставит их чувствовать себя хорошо, вместо того, чтобы закрыться в себе?
Чтение
Говоря о книгах, предложите ребенку прочитать различные книги, сюжеты которых сосредоточены на социально-эмоциональных ситуациях. Чтение — отличный способ без давления познакомить детей с различными ситуациями. Они могут безопасно учитывать точку зрения других и создавать банк знаний о различных сценариях, которые можно применить к их собственной жизни/обстоятельствам.
Практика приводит к совершенству! Детям нужна возможность увидеть социально-эмоциональные навыки и иметь возможность практиковать и развивать их. Хотя эти навыки могут быть невидимыми для вас, и вы не можете наблюдать или измерять их прогресс так же, как вы можете измерить рост или увидеть первый неуверенный шаг, который они делают, они так же, если не более, важны для долгосрочного развития наших детей, их психического здоровья и благополучия.